4. Апрель

21 апреля 2016 года в Лидском районе Гродненской области проводится единый день информирования населения по темам: «Государственная политика занятости в Республике Беларусь. Совершенствование пенсионного обеспечения граждан»; «Чернобыль 30 лет спустя. От преодоления последствий аварии к динамическому развитию пострадавших районов». 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН

Цели и задачи

государственной политики занятости населения

Важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства играет обеспечение эффективной занятости населения.

Конституцией Республики Беларусь (статья 41) гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

«Мы делали порой невозможное для того, чтобы право на труд 
не осталось на бумаге, а было реализовано в жизни. Вся социально-экономическая политика в нашей стране подчинена достижению этой цели», - подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на VII Съезде Федерации профсоюзов (22 мая 2015 г.).

Государство способствует обеспечению максимально возможной занятости населения.

Если гражданин по не зависящим от него причинам не может трудоустроиться, ему гарантируются обучение по востребованным специальностям, повышение квалификации, предоставление иных видов помощи, предусмотренных Законом «О занятости населения Республики Беларусь».

Национальным законодательством закреплены дополнительные гарантии занятостигражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда:

молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу;

гражданам, уволенным с военной службы, из органов внутренних дел и других силовых структур в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам;

ветеранам боевых действий на территории других государств;

инвалидам;

детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

гражданам, эвакуированным и отселенным из зон эвакуации, 
а также самостоятельно выехавшим из этих зон после катастрофы 
на Чернобыльской АЭС;

родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов;

лицам предпенсионного возраста;

гражданам, освобожденным из мест лишения свободы.

Ежегодно нанимателям устанавливается бронь для приема на работу более 20 тыс. человек, относящихся к таким категориям граждан.

В Гродненской области решениями местных исполнительных и распорядительных органов на 2016 год установлена бронь для приема на работу 5215 граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Для реализации мер в области занятости в стране создана государственная служба занятости населения, функции которой 
в настоящее время выполняют управления и отделы по занятости населения местных исполкомов, управление политики занятости Минтруда и соцзащиты.

Ключевым инструментом регулирования занятости выступают государственные программы содействия занятости, которые разрабатываются начиная с 1992 года с учетом важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики.

Основными задачами государственных программ содействия занятости являются:

оказание помощи гражданам в поиске подходящей работы, 
а нанимателям - в подборе требуемых кадров;

организация профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;

ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

регистрация безработных граждан, выплата пособий по безработице, оказание других видов помощи безработным;

предоставление услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;

стимулирование нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест;

содействие безработным в организации предпринимательской и ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

организация работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;

содействие организации оплачиваемых общественных работ.

В Беларуси действует Общереспубликанский банк вакансий(http://vacancy.mintrud.by/user/Pages/Public/Main.aspx), в котором аккумулируются актуальные сведения о наличии вакансий на предприятиях республики.

Начал работу портал государственной службы занятости населения (http://gsz.gov.by/ru), который позволяет нанимателям самостоятельно в онлайн-режиме размещать сведения о наличии у них свободных рабочих мест (вакансий).

Справочно.

В 2015 году зафиксировано более 2,1 млн. посещений банка вакансий, что почти в два раза больше, чем 
в 2014 году. 

Основу обеспечения эффективной занятости составляют стабильное и динамичное развитие экономики, бесперебойная работа предприятий, сохранение действующих и создание новых рабочих мест.

 

Основные итоги

 реализации Государственной программы содействия занятости населения и инвестиционных проектов по созданию рабочих мест за 2011-2015 годы

За последние пять лет в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось более 1,3 млн. граждан, зарегистрировано безработными свыше 
850 тыс. человек.

При посредничестве государственной службы занятости трудоустроено почти 900 тыс. человек, в том числе около 600 тыс. безработных. Средний показатель трудоустройства безработных составил 52%, а для категорий, которым предоставляются дополнительные гарантии занятости, - 70-80%.

Возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации получили более 63 тыс. безработных.

Справочно.

В настоящее время обучение безработных проводится более чем по 120 профессиям. При этом около 20% проходящих обучение получают две и более профессии.

С 2011 года воспользовались государственной поддержкой и получили субсидии для организации предпринимательской и ремесленной деятельности, услуг в сфере агроэкотуризма почти 
12 тыс. безработных.

За пятилетний период обеспечена адаптация к трудовой деятельности около 2,5 тыс.  инвалидов и создано почти 
600 специальных рабочих мест.

В целях приобретения молодежью трудового опыта в свободное от учебы время организована временная трудовая занятость более 140 тыс. учащихся и студентов.

На Гродненщине за последнюю пятилетку в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 191 154  гражданина, зарегистрировано безработными 115 245  человек.

При посредничестве государственной службы занятости трудоустроено более 130 тыс. человек, в том числе около 84 тыс. безработных. Средний показатель трудоустройства безработных составил 44 %.

На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено более 9 тысяч безработных.

Справочно.

В 2015 году обучение безработных осуществлялось по 43 профессиям. При этом около 12 % проходящих обучение получают две и более профессии.

С 2011 года воспользовались государственной поддержкой и получили субсидии для организации предпринимательской и ремесленной деятельности, услуг в сфере агроэкотуризма 1495 безработных.

За пятилетний период обеспечена адаптация к трудовой деятельности 374  инвалидов и создано 59 специальных рабочих мест для данной категории граждан.

В целях приобретения молодежью трудового опыта в свободное от учебы время организована временная трудовая занятость более 20 тыс. учащихся и студентов.

Решению проблем занятости способствовала реализация инвестиционных проектов, связанных с созданием новых рабочих мест, модернизацией и реконструкцией производства. Только за прошлый год на вновь введенные рабочие места в организациях республики принято на работу почти 41 тыс. человек, а в предыдущие годы - более чем по 46 тыс.


Справочно.

В Минской области реализуется более 50 проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест. Так, в январе 2016 г. завершена реализация инвестиционного проекта «Создание агропредприятия СООО «Данпрод» по производству беконной свинины, инвестировано 1068 млрд. рублей, создано 148 новых мест. В стадии завершения находится реализация инвестиционного проекта по строительству производства высокоочищенного парафина, масел, смазок с реконструкцией энергетического комплекса ОАО «Завод горного воска» в Пуховичском районе с созданием 116 новых рабочих мест.

В г.Минске в 2015 году зарегистрировано 887 новых субъектов хозяйствования производственной направленности, в Могилевской области - 698 коммерческих организаций.

В Гродненской области за 2015 год на вновь введенные рабочие места организациями принято на работу 3677 человек (в 2014 году - 4690, в 2013 - 4272).

Справочно. Республиканским сельскохозяйственным коммунальным пердприятием «Волковысское» введен в эксплуатацию свиноводческий комплекс, на котором создано 21 рабочее место; ООО «Гродненский камнеобрабатывающий завод» - 67 рабочих мест; в Дятловском районе введен в эксплуатацию санаторий «Радон Альфа» - создано более 70 рабочих мест; в Лидском районе РУП «Белмедпрепараты» (производство в г. Лида) - 20 рабочих мест; на ОАО «Стеклозавод «Неман» (открыт цех по производству стекловаты) - 20 рабочих мест; в Ошмянском районе в результате расширения производства кондитерских изделий на ИООО «Унисон групп» - 22 рабочих места; в г. Гродно открыта средняя школа в м-не Вишневец - 152 рабочих места; на ОАО «Гродненский мясокомбинат» открыт цех по производству сырокопченых изделий -  создано 50 рабочих мест.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 1085 «О реализации задач социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 год» (в редакции постановлений Совета Министров от 12.02.2016 г. № 118 и от 23.03.2016 г. № 228) утвержден ключевой показатель эффективности работы председателей облисполкомов и Минского горисполкома «Количество трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств».

В соответствии с Постановлением Гродненской области на 2016 год доведено задание по трудоустройству 2200 человек на новые рабочие места, созданные за счет новых предприятий, а также по трудоустройству 1300 человек на новые рабочие места, созданные за счет организации новых производств на действующих предприятиях.

С целью выполнения задания по трудоустройству граждан в районных и Гродненском городском исполнительных комитетах разработаны поквартальные графики создания новых рабочих мест в разрезе организаций.

Гродненским облисполкомом ежемесячно проводится мониторинг создания новых организаций и рабочих мест. По оперативным данным в первом квартале 2016 года в целом по области создано 1073 новых рабочих места. Из них -  566 новых рабочих мест создано на зарегистрированных в 2015-2016 гг. коммерческих предприятиях, 144 новых рабочих места - в малых и микро организациях, зарегистрированных до 2015 года и некоммерческих организациях, зарегистрированных в 2015-2016 гг., 363 новых рабочих места - на действующих предприятиях.

За счет реализации инвестиционных проектов (создания новых и реконструкции действующих производств) в 2016 году на территории Гродненской области планируется создание около 1000 новых рабочих мест.

Наибольшее количество новых рабочих мест в 2016 году планируется создать в результате реализации следующих наиболее крупных инвестиционных проектов:

РУП «Белорусская атомная электростанция» «Проектирование и строительство Белорусской  атомной электростанции» в г.п.Островец - 380 новых рабочих мест;

ИООО «АРВИБЕЛАГРО» «Создание вертикально-интегрированного комплекса по промышленному производству продукции из мяса индейки» на территории Лидского района Гродненской области - более 170 новых рабочих мест;

ГОУП «УКС Гродненского облисполкома» «Предприятие по механической сортировке отходов» в г.Гродно - 100 новых рабочих мест;

ООО  «Фабрика Грибофф» «Строительство фабрики для производства грибов шампиньонов в Гродненском районе» - 74 новых рабочих места;

ООО «Праймилк» «Строительство завода по переработке сыворотки и производству сывороточно-жирового концентрата в г. Щучин» - 60 новых рабочих мест.

 

 

Текущая ситуация на рынке труда Республики Беларусь

и перспективы его развития

В целом Беларусь характеризуется стабильнойконтролируемой ситуацией на рынке труда,высоким уровнем занятости населения. В национальной экономике задействовано более трех четвертей численности трудовых ресурсов (аналогичный показатель в России составляет 65%, в Польше - около 60%). 
За последние пять лет уровень регистрируемой безработицы был ниже 1% от экономически активного населения.

Вместе с тем в последние годы под воздействием неблагоприятных внешнеэкономических факторов (снижение объема белорусского экспорта, особенно в Россию, падение мировых цен на нефть и др.) в стране наблюдаются снижение спроса на рабочую силу, неполная занятость, частичное высвобождение работников, рост напряженности на рынке труда и, как следствие,увеличение числа обращений граждан в службу занятости за содействием в трудоустройстве.

В целях оперативного реагирования на ситуацию в сфере занятости республиканскими органами государственного управления совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом проводится постоянный мониторинг состояния рынка труда республики и регионов.

Осуществляется еженедельный анализ обращений граждан в службу занятости за содействием в трудоустройстве и регистрации безработных.

Органами по труду, занятости и социальной защите с участием других заинтересованных проводятся консультации для работников и нанимателей по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, организованы«горячие линии».

В течение прошедшей пятилетки формирование трудовых ресурсов Гродненской области происходило в неблагоприятных демографических условиях, обусловленных сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. В результате численность трудовых ресурсов и численность населения, занятого в экономике, снижались.

При этом в области сохраняется высокий уровень занятости населения (отношение численности занятых в экономике к трудовым ресурсам), который составил 78,1 %. Поданному показателю среди других областей республики Гродненская находится на второмместе после Минской.

         Сохранению высокого уровня занятости способствовало перераспределение занятого населения из государственного сектора в негосударственный, а также в сферу услуг. Удельный вес занятых в государственном секторе снизился с 43,5 % до 41,6 %, доля занятых в сфере услуг увеличилась с 51,6 % до 53,8 %.

         Уровень зарегистрированной безработицы в области находился в рамках прогнозных параметров. В 2011 - 2014 гг. он составлял 0,6 - 0,7 % к численности экономически активного населения.

В конце 2014 г. на рынке труда проявились новые тенденции (увеличение обращений граждан в службу занятости, регистрации безработных, снижение и изменение структуры спроса на рабочую силу), которые обусловили рост уровня безработицы.

         Основные проблемы рынка труда сегодня - это проблемы внутренних рынков предприятий.

         Кризисные явления повлияли на их работу. На отдельных предприятиях наблюдаются сложности с реализацией готовой продукции, несвоевременные расчеты заказчиков за выполненные работы (товары, услуги), недостаток оборотных средств, снижение объемов производства.

С целью сохранения трудовых коллективов наниматели прибегают к таким изменениям организации труда, как установление режима неполной занятости.

Работа в таких условиях также неизбежно вынуждает предприятия оптимизировать свою организационную структуру. В свою очередь через изменение спроса на рабочую силу это сказывается на рынке труда.

На ситуацию с безработицей также повлияло принятие Декрета «О предупреждении социального иждивенчества». В области почти в два раза увеличилось количество зарегистрированных безработных из числа длительно (более одного года) не работающих.

В результате выросла конкуренция за рабочее место среди соискателей работы.

На 1 апреля 2016 года коэффициент напряженности на рынке труда достиг 1,7 безработного на одну вакансию, уровень зарегистрированной безработицы составил 1,4 процента к численности экономически активного населения.

В нашей стране распространение неполной занятости, снижение спроса на рабочую силу и другиенегативные явления на рынке труда носят временный характер и будут преодолены по мере стабилизации экономики.

Вместе с тем в последующие годы в сфере занятости ожидается усиление действия долговременных тенденций, связанных с перетоком рабочей силы в высокотехнологичные, инновационные производства, а также сферу услуг, что предъявляет более высокие требования к квалификации самих работников, их мобильности.

 

 

Ориентиры и приоритеты

в сфере занятости на 2016-2020 годы

Политика занятости на предстоящий пятилетний период направлена на решение как текущих, так и стратегических задач в этой сфере. В числе основных приоритетов - снижение напряженности на рынке труда, создание новых рабочих мест, обучение, переобучение и повышение квалификации безработных и других категорий граждан с учетом перспективных профессий и специальностей, повышение территориальной мобильности рабочей силы, содействие развитию самозанятости и предпринимательской деятельности и др.

Как известно, в Указе Президента Республики Беларусь 
от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено обеспечить ежегодное увеличение количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет ввода новых предприятий и производств на 50 тыс. человек.

«Мы должны в 2016 году создать 50 тыс. рабочих мест. Главное, чтобы человек был занят, чтобы он знал, куда ему идти утром и откуда возвращаться в семью вечером с заработанным рублем», - отметил Глава государства на состоявшемся 16 февраля 2016 г. совещании о мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса.

Это требует активизации усилий государственных органов 
по привлечению инвестиций и реализации инвестиционных проектов в регионах.

Снижению напряженности на рынке труда и решению проблем занятости будет служить выполнение мероприятий Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73. Указанной Программой, в частности, предусмотрено:

оказать содействие в трудоустройстве 667,6 тыс. гражданам, в том числе по Брестской - 85,5 тыс., Витебской - 90 тыс., Гомельской - 114,1 тыс., Гродненской - 112,3 тыс., Минской - 
106 тыс., Могилевской областях - 108,7 тыс., г.Минску - 51 тыс. человек;

направить на профессиональное обучение с выплатой пособий по безработице, материальной и других видов помощи 
470,5 тыс. человек
, в том числе по Брестской - 87,2 тыс., Витебской - 65 тыс., Гомельской - 87,5 тыс., Гродненской - 64,5 тыс., Минской - 57 тыс., Могилевской областям - 61 тыс., г.Минску - 48,3 тыс. человек;

установить нанимателям бронь для приема на работу 
127,7 тыс. граждан
, которым предоставляются дополнительные гарантии занятости, в том числе по Брестской - 21,5 тыс., Витебской - 14,6 тыс., Гомельской - 18,4 тыс., Гродненской - 22,8 тыс., Минской - 
25 тыс., Могилевской областям - 16,4 тыс., г.Минску - 9 тыс. человек;

оказать поддержку 9,2 тыс. безработных в организации предпринимательской,ремесленной деятельностидеятельности в сфере агротуризма, в том числе по Брестской - 1,5 тыс., Витебской - 0,9 тыс., Гомельской - 1,9 тыс., Гродненской - 1,3 тыс., Минской - 1,3 тыс., Могилевской областям - 1,6 тыс., г.Минску - 0,8 тыс. человек;

предоставить денежные средства и возместить расходы на переезд 714 семей безработныхпереселяющихся в другую местность с целью трудоустройства, в том числе по Брестской - 
29, Витебской - 180, Гомельской - 105, Гродненской - 90, Минской - 160, Могилевской областям - 150 семей.

Обеспечение возможностей каждому трудоспособному гражданину применять свои знания, навыки и творческий потенциал с максимальной пользой для себя, своей семьи и общества было и остается одной из важнейших целей социально-экономического развития Беларуси.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН

На обстановке на рынке труда, несомненно, скажутся и предполагаемые меры по повышению возраста выхода на пенсию.

Их необходимость диктуется, прежде всего, демографической ситуацией, проявляющейся вросте численности лиц пенсионного возраста при одновременном уменьшении населения трудоспособного возраста. Это создает угрозу возникновения дефицита средств на выплату пенсий и снижения уровня пенсионного обеспечения.

Ранее были приняты меры по адаптации пенсионной системы к изменяющимся реалиям.

Во-первых, введено профессиональное пенсионное страхование, досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы.

Во-вторых, с 2014 года для назначения пенсии значительно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов - с 5 до 15 лет 6 месяцев в этом году, а к 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет. При этом для социально уязвимых категорий - многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей - сохранен прежний 5-летний стаж.

В-третьих, на пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа.

В-четвертых, введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений Фонда социальной защиты населения о заработке, с которого уплачены страховые взносы, что способствует легализации доходов.

Тем не менее, удельный вес лиц в пенсионном возрасте в общей численности населения республики увеличился с 13,6% в 1960 году почти до 25% в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30%. Если сейчас каждый четвертый житель Беларуси - пенсионер, то через 15 лет это будет уже каждый третий (при условии, что пенсионная возрастная планка останется на нынешней отметке).

Причем это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте (лица с 16 лет). Если в предыдущие годы рынок труда прирастал на 100-120 тыс. человек, то после 2017 года будет только 90-80 тыс. Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер, в 2020 году пенсионеров будет 66, а в 2030 году, как ожидается, станет уже 78.

Свою роль играет и позитивная тенденция роста продолжительности жизни в Беларуси. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении с 2005 года увеличилась у мужчин на 5 лет (с 62,9 до 67,8 года), у женщин - более чем на 10 лет (с 67,8 до 78,4 года). Но следует учитывать связанный с этим рост нагрузки на пенсионную систему. Ежемесячно на выплату пенсий работающим пенсионерам направляется более Br1 трлн.

В настоящее время в республике продолжают трудиться 
663 тыс. пенсионеров. Важным индикатором пенсионного обеспечения является соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников. Вследствие демографических изменений этот показатель начал снижаться: в 2001 году он равнялся почти 45%, в 2008 году - 44%, в 2015 году - 41,7%. Если ничего не менять, то для сохранения стабильной выплаты пенсий в социально приемлемом размере потребуются значительные финансовые вливания.

Пенсионный возраст 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин на постсоветском пространстве сохраняется только в Беларуси, России и Узбекистане.

Справочно.

Пенсионный возраст в различных странах:

Казахстан: мужчины - 63, женщины - 58;

Армения: мужчины - 63, женщины - 63;

Украина: мужчины - 60, женщины - 60;

Литва: мужчины - 62,5, женщины - 60;

Латвия: мужчины - 65, женщины - 65;

Польша: мужчины - 65, женщины - 60;

Чехия: мужчины - 61,8, женщины - 56-60;

Словакия: мужчины - 62, женщины - 62;

Словения: мужчины - 63, женщины - 61.

Сегодня в Беларуси практически четверть пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию.

Справочно. По состоянию на апрель 2016 г. количество пенсионеров в органах по труду, занятости и социальной защите Гродненской области составляет 296 128 человек, 28 процентов численности населения. Рост количества и удельного веса получателей происходит за счет основной группы - пенсий по возрасту, составляющих 81 процент общего количества.

Справочно: В 2010 году пенсии выплачивались 291,4 тыс., 2011 -290,6, 2012 - 290,2 тыс., 2013 - 290,8 тыс., 2014 - 291,8 тыс., 2015 - 293,6 получателей.

В дальнейшем рост (как номинальный, так и в численности населения) будет обусловлен в краткосрочном периоде - за счет лиц, родившихся в годы всплеска рождаемости (пик рождаемости пришелся на 1957 - 1958 годы; в настоящее время женщины уже вышли на пенсию, мужчины выйдут на пенсию в 2017 - 2018 годах), в средне - и долгосрочной перспективе - за счет роста продолжительности жизни.

Продолжительность жизни гродненцев в 2014 году - 73,3 года, причем мужчин - 67,9, женщин 78,4.

Справочно: В 2011 году - 70,4, в 2012 - 72,0, в 2013 году - 72,2 года.

В республике продолжается «старение» населения. Общий удельный вес лиц старших возрастных групп постоянно из года в год увеличивается. В настоящее время 18 процентов населения - в возрасте старше 60 лет, и эта доля по прогнозам Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь будет расти. Количество населения старше 65 лет составляет 14 процентов. Это в два раза превышает критерий, по которому ООН относит государство к числу стран со старым населением.

Начиная с 2010 года по начало 2015 года численность граждан старше трудоспособного возраста в общей численности населения Гродненской области увеличилась на 8158 человек или на 3,2 процента (с 253852 до 262010 человек).

Справочно: Население старше трудоспособного возраста в общей численности населения на 01.01.2011 - 253852 человека, на 01.01.2012 - 254697, на 01.01.2013 - 256429, на 01.01.2014 - 258319, на 01.01.2015 - 262010 человек.

Женщины получают пенсию с 55, мужчины - с 60 лет. Пенсионное законодательство содержит свыше 20 оснований для досрочного (на 5-10 лет) выхода на пенсию. 

Пенсионная модель является распределительной, в основе которой лежит принцип солидарности, при котором пенсии выплачиваются за счет отчислений работающих. В области уменьшается количество занятого населения, что приводит к снижению поступлений в Фонд социальной защиты населения. Соотношение занятого к пенсионерам в 2014 году было 1,7 (в республике 1,8) , в 2015 - 1,67.

Справочно: В 2011 году в экономике были заняты 512,6 тыс., в 2013 - 501,1 тыс., в 2014 - 496,7 тыс., в 2015 - 493,4 тыс.

         В республике поддерживается коэффициент возмещения пенсии от средней заработной платы не менее 40 процентов. Средний размер трудовой пенсии по возрасту в области составляет 2 855 744 рублей, 43 процента заработной платы.

Численность работающих пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, составляет 24 процента общей численности, 69,6 тысяч человек, в том числе мужчин - 22,5 тыс. и женщин - 47,1 тыс.

Справочно: В 2010 году работали 61,9 тыс., в 2011 -65,8, в 2012 - 56,1 тыс., в 2013 - 59,9 тыс., в 2014 - 62,9 тыс., в 2015 -  68, 3 тыс. получателей пенсий.

Система, по которой можно отказаться от пенсии, продолжать работать и увеличить свою пенсию  за каждый дополнительный год работы после достижения пенсионного возраста, введена в октябре 2012 года.

Справочно: возможностью выбрать отложенную пенсию в области  воспользовались 26 человек.

Если с 2017 года приступить к плавному повышению пенсионного возраста, то это будет мягкой альтернативой - и для людей, и для рынка труда. При ежегодном повышении на 6 месяцев одновременно для женщин и для мужчин количество трудоспособного населения до 2030 года практически стабилизируется на сегодняшнем уровне (порядка 5,5 млн. человек).

Справочно.

В ближайшей перспективе ряд государств планируют повышение пенсионного возраста:

Россия - до 65 лет для обоих полов;

Казахстан - до 63 лет для женщин;

Литва - до 65 лет для обоих полов;

Польша - до 67 лет для обоих полов;

США - до 69 лет для обоих полов.

«Решение вопроса совершенствования пенсионной системы нельзя сводить лишь к пенсионному возрасту», - заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 25 марта 2016 г. на совещании, посвященном обсуждению этой темы. «Если возникла проблема, ее надо решать, основываясь на том фундаменте, который уже создан на сегодняшний день. Никакой тут фобии реформаторства быть не должно, никакого фронтального наступления на некоторые процессы. По мере накопления проблем, появления новых вопросов - их надо решать, в спокойном режиме, разговаривая с людьми, убеждая наше общество в том, что это надо делать», - отметил Глава государства.

«Люди приняли наше предложение, что должна быть солидарная, распределительная система пенсий, как это у нас сейчас существует, и на добровольной основе накопительная система, что у нас не запрещено и законодательно определено», - добавил А.Г.Лукашенко. «И мы, таким образом, потихоньку, если будет складываться ситуация, можем прийти к накопительной пенсии, так, как это принято в развитых западных государствах, или отказаться от нее, если нам это не подойдет, оставив ту же солидарную систему. То есть мы не уничтожаем то, что наработали, то, что работает сегодня. В то же время обращаем внимание и даем развитие в нашей стране новой системе», - подчеркнул белорусский лидер.


Информационно-аналитический           Министерство труда и социальной защиты

Центр при Администрации                     Республики Беларусь

Президента Республики Беларусь


Комитет экономики Гродненского       Комитет по труду, занятости и социальной

облисполкома                                            защите Гродненского облисполкома


Главное управление идеологической

работы, культуры и по делам молодежи

Гродненского облисполкома




ЧЕРНОБЫЛЬ 30 ЛЕТ СПУСТЯ.  

ОТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ К ДИНАМИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ПОСТРАДАВШИХ РАЙОНОВ


Чернобыльская трагедия, произошедшая 26 апреля 1986 г., является крупнейшей техногенной катастрофой XX века, в результате которой в наибольшей степени пострадали Беларусь, Россия и Украина.

Территория Республики Беларусь площадью 46,5 тыс. км2 подверглась радиоактивному загрязнению цезием-137 свыше 
37 кБк (килобеккерелей) на 1 м2, что составляло 23% от общей  площади.

Справочно.

Загрязнение территории Украины составило 7% ее площади, европейской части России - 1,5%.

На загрязненной территории Беларуси в 1986 году проживало 
2,2 млн. человек, находилось около 3700 населенных пунктов. Жители 479 населенных пунктов были отселены.

В Гродненскую область только за 1986-1989 годы переехали из загрязнённых районов Гомельской и Могилёвской областей около 1500 семей. После принятия в 1990 году правительством республики постановления о переселении жителей из зон загрязнения Гомельской и Могилёвской областей в чистые районы республики в нашу область на постоянное место жительства переехало около 4700 семей или более 16 тысяч человек. Больше всего семей переехали в города Гродно, Сморгонь, Слоним, Лиду, Гродненский, Мостовский, Лидский и Слонимский районы.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2016 г. № 9 к зоне проживания с периодическим радиационным контролем  (от 1 до 5 Ки/км2) отнесены  84 населенных пункта, расположенные на территории Дятловского, Ивьевского и Новогрудского районов с населением 16869 человек, из них 3287 детей.

В зоне радиоактивного загрязнения расположено 5,2% лесных угодий области (46,4 тысячи га) в трех лесхозах (Дятловском, Ивьевском и Новогрудском). В лесном хозяйстве постоянно проводятся защитные мероприятия, направленные на снижение  загрязнения и предупреждение употребления в пищу загрязненной дикорастущей продукции.

В области насчитывается 19,8 тыс.га сельскохозяйственных угодий, загрязненных цезием -137, в том числе 19,4 тыс.га имеют плотность загрязнения до 1 Кюри на квадратный километр (Ки/км2) и 0,4 тыс.га от 1 до 5 Ки/км2. Такие земли имеются на территории 34 хозяйств и 5 районных центров Гродненской области. Основная часть загрязненных сельскохозяйственных угодий сосредоточена в Новогрудском и Ивьевском районах.

Согласно Государственной программе по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС, на загрязненных территориях, используемых для сельскохозяйственного производства, ежегодно предусматривается выполнение защитных мероприятий, которые таких как: известкование почв, внесение основных и дополнительных доз калийных и фосфорных удобрений, создание культурных кормовых угодий, уходные работы за пастбищами, применение комбикорма с цезийсвязывающей добавкой, в том числе и для личных подсобных хозяйств. На эти цели Гродненской области из республиканского бюджета выделено в 2016 году 15,0 миллиардов рублей. Данные меры позволяют получать экологически чистую продукцию (молоко, мясо, продукция растениеводства), за качеством которой ведется постоянный контроль.

Создан Государственный регистр лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, работает областной экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

В настоящее время в Гродненской области проживает 3652 участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (которые наблюдаются в системе здравоохранения), 170 инвалидов и 54 детей-инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Оздоровление населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий осуществляется в лучших здравницах республики.

В Гродненской области это такие санатории, как «Радон», «Поречье», «Пралеска», «Энергетик». Дети направляются на оздоровление и санаторно-курортное лечение в ДРОЦ «Лесная поляна», «Ждановичи», детский санаторий «Неман-72», детское отделение «Боровичок» санатория «Радон». Работу по их оздоровлению осуществляет  Представительство Гродненское областное управление Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения совместно с органами здравоохранения и образования.

В республике и области реализуется Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 и на период до 2020 года (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2016 г. № 189).

В соответствии с данной программой по Гродненской области в период с 2016 по 2020 год предусмотрена реализация ряда приоритетных направлений (газификация 611 домов, ввод в действие 32,4 километра газораспределительных и 8,5 километра водопроводных сетей, строительство станции обезжелезивания и артезианской скважины, ввод в действие 69,5 километра дорог и улиц) на загрязненных радионуклидами территориях.

В соответствии с государственными программами по преодолению  последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС за 30 лет в области сдано в эксплуатацию 4,8 тыс. квартир и жилых домов усадебного типа, что составило более 300 тыс. м. кв. благоустроенного жилья, полностью отвечающего требованиям настоящего времени.

Наряду со строительством жилья постоянно выполняются работы по объектам социальной инфраструктуры, созданию рабочих мест, техническому перевооружению действующих объектов инженерно- коммунального обеспечения поселков компактного проживания переселенцев.

Построены средняя школа и котельная в д. Иодки Лидского района, детский сад в г. Мосты на 280 мест, магазины в аг. Озёры Гродненского и                          д. Осиновщина Сморгонского районов, сельские врачебные амбулатории в д. Трабы Ивьевского и д. Б.Рогозница Мостовского районов и др. объекты.

Во исполнение Президентской программы «Дети Беларуси» (подпрограмма «Дети Чернобыля») построены детские сады на 180 мест и 95 мест в г. Мосты и д. Жодищки Сморгонского района, школы на 420 мест и 144 места в д. Липнишки Ивьевского района и в д. Песковцы Лидского района, а также школа на 130 мест санатория «Радон», пристройка  спортзала к школе в д. Торкачи Дятловского района и др.

Наряду с объектами социальной инфраструктуры введены в действие и объекты коммунального назначения, такие как «Реконструкция котельной в д. Матвеевцы Волковысского района на 5,2 Гкал в час», водопроводные сооружения второго подъёма в г.п. Ивье на 3000 м3 в сутки, выполнено газоснабжение посёлков для переселенцев в д. Песковцы и д. Ваверка Лидского района, газифицирована д. Гнесичи Новогрудского района.

Наиболее важными по своему значению, введенными в эксплуатацию, являются действующие мощности Гродненского завода медицинских препаратов в г. Скиделе по производству 5000 тонн в год высокоочищенных аминокислот, 2000 млн. таблеток в год, 450 м2 площадей капсульного производства, а также КУП «Детский реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная поляна» в д. Жодишки Сморгонского района. В период с 2001 по настоящее время введены в эксплуатацию следующие объекты центра: школа, четыре спальных корпуса, медицинский корпус, бювет с минеральной водой, завершается строительство спального корпуса на 80 мест с возможностью реабилитации детей-инвалидов.

Сегодня 57 районов нашей страны в различной степени загрязнены радионуклидами. Из них 21 район относится к наиболее пострадавшим. Территория лесного фонда, отнесенная к зонам радиоактивного загрязнения, составляет 17 тыс. км2 или 18% от общей площади лесного фонда.

Ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается 
в 235 млрд. долл. США.

Справочно.

Сюда включены потери, связанные с:

ухудшением здоровья населения;

ущербом, нанесенным промышленности и социальной сфере, сельскому хозяйству, строительному комплексу, транспорту и связи, жилищно-коммунальному хозяйству;

загрязнением минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных и других ресурсов;

дополнительными затратами, обусловленными осуществлением мер по ликвидации и минимизации последствий катастрофы и обеспечением безопасных условий жизнедеятельности населения.

После распада Советского Союза Республика Беларусь осталась «один на один» с масштабными чернобыльскими проблемами, разрешение которых стало важнейшей государственной задачей.

В 1991 году был создан специальный орган государственного управления - Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В настоящее время его функции выполняет Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (с 2006 года).

В стране сформирована нормативная правовая база, охватывающая все направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

В 1991 году были приняты два основополагающих закона: 
«О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

6 января 2009 г. в развитие Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» был принят новый Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

26 мая 2012 г. был принят Закон Республики Беларусь 
«О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»
.

Два последних акта на сегодняшний день составляют основу «чернобыльского» правового поля. В дополнение к ним приняты и другие документы, конкретизирующие деятельность в различных сферах постчернобыльского управления.

С 1993 года действует система учета граждан, подвергшихся радиационному воздействиювследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в виде Государственного регистра. В регистр внесены данные о более чем 826 тыс. граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС и других радиационных аварий.

Основным инструментом для претворения в жизнь государственной политики в отношении пострадавшего населения и территорий являются государственные программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. За 1990-2015 годы выполнено 
5 государственных чернобыльских программ. На их реализацию выделены из республиканского бюджета средства, эквивалентные  
22 млрд. долл. США.

Справочно.

Каждая из госпрограмм содержит набор дополняющих друг друга мероприятий (от социальной защиты пострадавших граждан, контрмер в сельском хозяйстве, радиационного контроля до научного и информационного обеспечения) в целях комплексного решения постчернобыльских проблем.

Успешно выполнена Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы с общим бюджетом 15,4 трлн. рублей.

Мероприятия программы включали четыре основных направления:

социальная защита, медицинское обеспечение и оздоровление пострадавшего населения (51% общего финансирования);

радиационная защита и адресное применение защитных мер 
(16,2% финансирования);

социально-экономическое развитие пострадавших регионов 
(32,4% финансирования);

научное обеспечение и совершенствование информационной работы (0,4% финансирования).

Около 90% средств, выделенных на выполнение Госпрограммы, в виде субвенций переданы в бюджеты всех шести областей республики (субвенция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; подлежит возврату в случае нецелевого использования или использования в неустановленные сроки).

В стадии завершения находится четвертая Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года с бюджетом для Республики Беларусь 
521 066 тыс. российских рублей.

Основные задачи названной союзной программы:

обеспечение развития и эффективного применения передовых технологий медицинской помощи и реабилитации граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы;

совершенствование единой системы радиационной защиты на территориях радиоактивного загрязнения;

выработка и реализация стратегии управления территориями с высокими уровнями загрязнения и выведенными из хозяйственного оборота по радиационному фактору;

реализация общей информационной, просветительской и социально-реабилитационной политики по проблемам радиационной безопасности, реабилитации и устойчивого развития территорий.

Под специальным медицинским наблюдением в республике находятся более 1,5 млн. человек, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе 262 тыс. детей и подростков. Все эти граждане ежегодно проходят медицинский осмотр. Расходы на проведение диспансеризации населения составили 5 млрд. рублей.

Организациями Министерства здравоохранения выполняются работы по оценке отдаленных медицинских последствий в группах лиц повышенного радиационного риска, проводятся радиационно-эпидемиологические исследования по уточнению причинной связи заболеваний с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

За период с 2011 по 2015 год за счет средств республиканского бюджета прошли оздоровление и санаторно-курортное лечение 
495 тыс. человек, в т.ч. 452 тыс. детей (в 2015 году оздоровлено 
более 90 тыс. человек, в т.ч. 82 тыс. детей, а объем направленных средств составил 637,5 млрд. рублей).

Более 1,4 трлн. рублей ежегодно выделяются на бесплатное питание 119 тыс. учащихся, получающих общее базовое и среднее образование в учреждениях образования, расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

За счет средств местных бюджетов обеспечены выплаты работникам согласно контрактной форме найма, приобретены медицинское оборудование, лекарственные средства и материалы 
для зубопротезирования. Расходы на это направление составили 458,4 млрд. рублей.

В 1990-2015 годах проложено 3,3 тыс. км газопроводов, введено в эксплуатацию 2,7 тыс. км сетей водопровода и канализации, газифицировано 22 тыс. жилых домов, построено 157 общеобразо-вательных школ, 116 детских садов, 43 больницы, 148 амбулаторно-поликлинических учреждений, 68 тыс. квартир.

За период последней пятилетки сданы в эксплуатацию 517 квартир общей площадью 28 тыс. м2, газифицировано 9,5 тыс. жилых домов (квартир), проложено 0,8 тыс. км газопроводных сетей, обеспечено водоснабжение и проведена реконструкция водопроводных сетей протяженностью 149 км, проложен 101 км дорожного полотна.

Справочно.

Из введенных объектов наиболее значимыми являются:  хирургический корпус областного онкологического диспансера в г.Бресте, сад-школа в д.Ольшаны Столинского района, поликлинические корпуса Гомельского областного онкологического диспансера, Гомельского областного кардиологического диспансера, палатный корпус Могилевского областного онкологического диспансера, котельная больницы в н.п.Светиловичи Ветковского района, первая очередь спортивного комплекса в г.Быхове, районный дом культуры в г.Черикове Могилевской области.

В 2009 году во время посещения «чернобыльских» территорий Президент А.Г.Лукашенко указал на необходимость перехода к возрождению и динамичному развитию районов, пострадавших от чернобыльской катастрофыЭто положение не относится к тем территориям, где радиационные риски для жизни человека чрезмерно высоки и где белорусским законодательством запрещено постоянное проживание (т.н. зоны отчуждения).

С точки зрения специализации производства, уровня развития экономического потенциалапострадавшие районы условно можно разделить на три группы.

I группа - районы, в которых доминирует развитая промышленность (Речицкий, Калинковичский, Костюковичский, Лунинецкий и др.). Эти регионы не только стабильно имеют высокую динамику экономического развития, но и существенный удельный вес в областных объемах производства, инвестиций, экспорта.

II группа - районы, которые специализируются на сельскохозяйственном производстве, и в которых объемы промышленного производства незначительны (Ветковский, Чериковский, Наровлянский, Краснопольский). Объемы производства сельскохозяйственной продукции наращиваются здесь из года в год.

III группа - районы смешанного типа, где достаточно активно, в значительных объемах и на паритетной основе развиваются и сельскохозяйственное, и промышленное производства (Быховский, Добрушский, Столинский, Хойникский и др.).

На реализацию специальных инновационных проектов, направленных на социально-экономическое развитие пострадавших регионов, в 2011-2015 годах израсходовано 931,4 млрд. рублей. Всего реализовано 25 проектов.

В результате естественного распада радионуклидов постепенно снижается плотность загрязнения пострадавших территорий. За период с 1986 по 2015 годы в связи с естественным распадом  цезия-137 площадь загрязненной этим радионуклидом территории уменьшилась в 1,7 раза и по состоянию на 1 января 2016 г. составила 13,6%. С 1992 по 2016 год (включительно)количество загрязненных радионуклидами населенных пунктов уменьшилось на 1058 
(с 3251 до 2193)
.

В нашей стране было выведено из сельскохозяйственного оборота 247,3 тыс. га радиационно опасных земель. В настоящее время вследствие снижения плотности радиоактивного загрязнениявозвращено в пользование 17,5 тыс. га или 11% земель, которые могут быть  использованы в сельскохозяйственном производстве.

Сегодня сельское хозяйство ведется на площади 937 тыс. га земель, загрязненных цезием-137 с плотностью более 1 Ки/км
(1 Кюри на 1 км2), из которых 308 тыс. га одновременно загрязнены стронцием-90.

За истекшее пятилетие на проведение защитных мероприятий 
в сельскохозяйственном производстве направлено 2 253 млрд. рублей.

Справочно.

Проведено известкование кислых почв на площади 
134 тыс. га, поставлено 105 тыс. т действующего вещества фосфорных и 361 тыс. т действующего вещества калийных удобрений.

Для обработки химическими средствами 2 715 га посевов корнеплодов на загрязненных землях поставлены гербициды на сумму 3,8 млрд. рублей.

Создано 4 775 га культурных кормовых угодий на сумму 
12 млрд. рублей для выпаса скота населения, проведены работы по подкормке азотными удобрениями 17 тыс. га ранее созданных культурных пастбищ.

В прошлой пятилетке проведены ремонтно-эксплуатационные работы на открытых внутрихозяйственных мелиоративных сетях протяженностью 7 305 км на сумму 40,5 млрд. рублей.

На содержание радиологической службы и проведение работ по радиологическому обследованию сельскохозяйственных земель направлено 37,5 млрд. рублей. В 810 организациях, имеющих подразделения радиационного контроля, используется более 2 тыс. единиц радиометрического и спектрометрического оборудования.

Разработаны рекомендации по совершенствованию технологий производства нормативно чистой сельскохозяйственной продукции в условиях радиоактивного загрязнения. Проведена инвентаризация радиационно опасных земель.

В целях обеспечения производства нормативно-чистого молока в личных подсобных хозяйствах закуплено 848 тыс. т комбикорма с цезийсвязывающей добавкой на сумму 4 млрд. рублей.

Для улучшения санитарного состояния населенных пунктов, наведения порядка на землях, с которых отселено население, и снижения радиационной нагрузки на граждан предприятиями «Полесье» и «Радон» проведены работы по разборке и захоронению в Гомельской и Могилевской областях 17,3 тыс. объектов. На отселенных территориях всего захоронено 10,7 тыс. объектов, в том числе в Гомельской области 4,3 тыс. объектов, в Могилевской - 6,4 тыс. объектов.

В 2011-2015 годах в реабилитированных населенных пунктах проведены работы по разборке и вывозу 6512 подворий и строений. В оставшихся 202 населенных пунктах работы по захоронению необходимо завершить в течение ближайших пяти лет.

Всего в Республике Беларусь насчитывается 87 пунктов захоронений отходов дезактивации: в Гомельской области - 80, в Могилевской - 4, в Брестской - 3.

Администрацией зон отчуждения и отселения осуществляется  контрольно-пропускной режим в 13 районах Гомельской и Могилевской областей. К настоящему времени проведена работа по его оптимизации. В результате он отменен на 18,8% площади отселенных территорий. В среднем на подконтрольной территории ежегодно осуществляется 1000-1200 рейдов по проверке соблюдения режима радиационной безопасности, составляется порядка 600-650 протоколов.

В 1988 году на прилегающей к Чернобыльской АЭС наиболее загрязненной территории трех районов - Брагинского, Наровлянского 
и Хойникского - создан Полесский государственный радиационно-экологический заповедник(далее - ПГРЭЗ). Цели - ограничение доступа граждан на загрязненные территории, обеспечение радиационной защиты населения, предотвращение распространения радионуклидов, проведение радиоэкологических исследований, изучение животного и растительного мира, экосистем, естественного течения природных процессов.

Площадь территории заповедника составляет 216 тыс. га, площадь заповедной зоны - 148 тыс. га, площадь экспериментально-хозяйственной зоны - 68 тыс. га.

На его территории сосредоточено 30% цезия-137, более 70% стронция-90 и около 97% изотопов плутония, выпавших 
на территорию Беларуси. Плотность загрязнения цезием-137 в ПГРЭЗ достигает 1350 Ки/км2, стронцием-90 - 70 Ки/км2, изотопами плутония-238, 239, 240 - 5 Ки/км2, америцием-241 - 3 Ки/км2, мощность дозы гамма-излучения - 2000 мкР/час (микрорентген в час).

Справочно.

В заповеднике обитает 46 видов млекопитающих (из них 6 видов - медведь, барсук, рысь, соня-полчок, соня орешниковая, зубр - занесены в Красную книгу Республики Беларусь), 25 видов рыб, 18 видов герпетофауны (пресмыкающихся).Более 40 видов  животного мира относятся к числу редких или исчезающих. В заповеднике осуществлена интродукция (переселение) беловежских зубров, которых насчитывается уже 116 особей. 
С 2007 года на территории заповедника обитают представители нового для Беларуси вида международной охранной значимости - лошади Пржевальского. Ведутся наблюдения за двумя табунками общей численностью 19 голов.

Территория ПГРЭЗ является важным резерватом сохранения разнообразия птиц не только Беларуси, но и Европы. В заповеднике зарегистрировано 222 вида птиц. Из них 61 вид занесен в Красную книгу Республики Беларусь.

Флора заповедника насчитывает 1 016 видов, из которых 
44 занесены в Красную книгу Республики Беларусь.

Обеспечивается реализация Комплексной системы информационного обеспечения в рамках преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Справочно.

Подготовлена и издана печатная продукция по чернобыльской тематике, в том числе ежеквартальный журнал «Возрождаем родную землю», журнал по основам радиационной безопасности для детей младшего школьного возраста «Капелька», информационно-аналитический сборник по вопросам реализации государственной политики в области преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС «Беларусь и Чернобыль», социально-радиационные паспорта пострадавших от чернобыльской катастрофы районов.

Степень осведомленности населения повысилась благодаря созданию Белорусского отделения Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Справочно.

В райисполкомах наиболее пострадавших районов создана 21 информационная точка, на базе местных учреждений образования открыты 18 информационно-методических кабинетов «Радиационная безопасность и основы безопасной жизнедеятельности».

К сожалению, среди населения Беларуси еще бытует ряд «чернобыльских» мифов.

Справочно.

Например, до сих пор некоторые граждане считают, что продовольственная продукция, произведенная на предприятиях пострадавших районов (молоко, мясо и т.д.), имеет высокий уровень радиации. Такое мнение существует, несмотря на то, что все продукты в Беларуси проходят радиационный контроль и имеют радиационно-гигиенический сертификат.

Преодоление подобных стереотипов является важным условием динамичного развития данных районов, формирования в обществе объективной картины постчернобыльской ситуации в современной Беларуси.

****

В 2016-2020 годах наиболее актуальными являются следующие задачи:

обеспечение социальной защиты граждан, пострадавших 
от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; 

продолжение медицинского обеспечения, санаторно-курортного лечения и оздоровления населения, предоставление бесплатного питания несовершеннолетним детям;

создание условий, полностью исключающих производство сельскохозяйственной продукции, не соответствующей республиканским и международным нормативам по содержанию радионуклидов, на территории радиоактивного загрязнения площадью около 1 млн. га сельскохозяйственных земель;

продолжение в первоочередном порядке комплекса защитных мер в 366 населенных пунктах, где средняя годовая эффективная доза облучения может превысить 1 мЗв (миллизиверт), а также сохранить выборочные защитные меры в 1827 населенных пунктах, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет от 0,1 до 1 мЗв;

реализация дополнительных мероприятий в лесном хозяйстве 
по рациональному использованию лесных ресурсов на загрязненных территориях с учетом социально-экономической и производственной целесообразности, охрана лесов от пожаров, минимизация доз облучения работников леса;

обеспечение кадровой и технической поддержки функционирования республиканской системы радиационного контроля;

продолжение наведения порядка на территории радиоактивного загрязнения, проведение работ по содержанию и функционированию территорий, расположенных в зонах эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, включая захоронение строений;

активизация работ по возврату в хозяйственное пользование выведенных из оборота земель исходя из требований радиационной безопасности и экономической обоснованности;

проведение информационной работы с населением.

Эффективная реализация поставленных задач позволит создать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности населения Беларуси с минимальными ограничениями по радиационному фактору.


Информационно-аналитический                   Министерство по чрезвычайным

Центр при Администрации                            ситуациям Республики Беларусь

Президента Республики Беларусь


Комитет по архитектуре и                   Главное управление идеологической

 строительству Гродненского              работы, культуры и по делам

облисполкома                                       молодежи Гродненского  облисполкома



ПЕРЕЧЕНЬ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ

ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, УЧАСТВУЮЩИХ В РАБОТАХ 
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ



 
Название организации


 
Электронный адрес

Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь

www.chernobyl.gov.by

Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Институт радиологии»

www.rir.by

Филиал «Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» РНИУП «Институт радиологии»

www.rbic.by

Брестский филиал РНИУП «Институт радиологии»

www.bfrir-pinsk.org

ГНУ «Институт радиобиологии Национальной академии наук Беларуси»

www.irb.basnet.by

ГУ «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека»

www.rcrm.by

Государственное учреждение по защите и мониторингу леса «Беллесозащита»

www.bellesozaschita.by

Государственное учреждение «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды»

http://rad.org.by

Государственное природоохранное научно-исследовательское учреждение «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник»

http://www.zapovednik.by

Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова Белорусского государственного университета

www.iseu.by

Возврат к списку